Детский сад №96 группа №9 "Любознатики"

знакомимся с проектом

 Проект по сенсорному развитию детей "Разноцветный мир".

ВВЕДЕНИЕ.

Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Сенсорное развитие служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того насколько совершенно ребенок видит, слышит, осязает окружающее. 

Сенсорное воспитание в младшей группе предполагает развитие общих сенсорных способностей – использование сенсорных эталоновСенсорные эталоны - это общепринятые образцы внешних свойств предмета. Усвоив сенсорные эталоны, дети могу использовать их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств вещей.

Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины, прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, то есть при восприятии света можно пользоваться только зрительной ориентировкой.

В результате мониторинга знаний и умений детей второй младшей группы был выявлен низкий уровень сенсорного развития, а именно цветового восприятия, у большей части детей, поэтому проект по сенсорному воспитанию является очень актуальным в этом учебном году.

Тема проекта«Разноцветный мир».

Автор проекта: Забродина О.А.

Тип проекта: познавательно-творческий.

По количеству участников: групповой.

По срокам реализации: долгосрочный.

Участники проектавоспитатели, дети второй младшей группы (3 - 4 года, родители)

Предмет исследования: сенсорное развитие детей.

Объект исследования: обучение цветовому восприятию.

Цель проекта: закрепить знания детей в названии цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный) в различных видах деятельности, дать понятие - «разноцветный», развить любознательность и творческие умения детей через расширение их знаний о цвете.

Задачи проекта:

· Образовательные:

Учить различать и правильно называть основные цвета;

Формировать у детей зрительные способы обследования предметов;

· Развивающие:

Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их цвет;

Развивать творческие способности и умения;

Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память);

Развивать мелкую моторику;

Развитие связной речи у детей.

· Воспитательные:

Воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;

Воспитывать способность слушать и слышать воспитателя.

Срок реализации: октябрь 2017г. – май 2018г. (Долгосрочный)

Ожидаемый результат:

Дети свободно различают основные цвета;

Создание у всех участников проекта радостного праздничного настроения

Проект должен дать толчок для развития детского творчества и воображения;

Повысить уровень связной речи для детей;

Развить у ребенка фантазию, эмоциональность, творчество;

Получение детьми удовольствия от выполненной работы в коллективе.

Работа по сенсорному развитию детей (формирование эталонов цвета) во второй младшей группе.

Младший возраст - чрезвычайно ответственный период в жизни ребёнка. Он считается важным в становлении ребёнка как личности. С развитием сенсорных восприятий, у ребёнка формируется познавательные связи и начинает развиваться речь. Если ребёнок не получает достаточно сенсорных восприятий, то его нервно – психические связи блокируются, происходит задержка нервно – психического развития, развития речи.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов (их форме, цвете, величине, запахе, вкусе).

Сенсорное развитие ребенка начинается с первых дней жизни. Существуют следующие виды сенсорных ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые. В раннем возрасте ребенку необходимо предоставлять богатые и разнообразные внешние впечатления, развивать внимание к свойствам предметов. Уже на 3 году жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине предметов. Именно в этом возрасте ребенка начинают знакомить с 4-ми основными цветами: красным, желтым, синим, зеленым. После того, как дети научатся без труда узнавать и различать эти цвета, называть их, можно знакомить их с белым, черным, оранжевым и фиолетовым цветами.

В процессе работы по знакомству детей с цветом выделяют следующие этапы:

1. Различение цветов по принципы «такой - не такой». Дети сравнивают предметы по цвету, накладывая их друг на друга. Когда ребенок сравнит цвета, взрослый их называет, не требуя от ребенка повторения названия цвета.

2. Зрительное соотнесение цветов - восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу. Взрослый показывает ребенку карточку определенного цвета и предлагает ребенку найти предметы (картинки) такого же цвета. Взрослый сам называет цвет.

3. Закрепление представлений о цвете в слове. Дети различают цвета по названию, не прикладывая предметы друг к другу и не сравнивая их с образцом цвета, называют основные цвета - красный, желтый, синий, зеленый.

Работа по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в ДОУ идет в течение всего учебного года в игровой форме с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

При решении различных сенсорных заданий важным оказывается обучение детей внешним приемам сопоставления объектов, например накладывание объектов друг на друга в случае ознакомления с формой, прикладывания их друг к другу с уравниванием по одной линии при знакомстве с величиной и, наконец, прикладывание вплотную при распознавании цвета. Преобразуясь, эти внешние ориентировочные действия приводят к формированию сенсорных действий, позволяющих производить зрительное сопоставление объектов по их свойствам.

Изложенные представления о содержании и методах ознакомления детей младшего дошкольного возраста с различными свойствами предметов послужили основой для разработки системы заданий, которые можно ставить перед детьми на занятиях.

I. Задания на выполнение предметных действий.

1. Раскладывание однородных предметов на две группы в зависимости от их величины, формы, цвета.

Целью обучения является фиксация внимания детей на свойствах предметов, формирование у них простейших приемов установления тождества и различия величины, формы, цвета. Материалом служат однородные предметы двух величин, пяти форм, восьми цветов. В ходе обучения детям сообщаются слова, необходимые для регуляции выполняемых ими действий: цвет, форма, такой, не такой, большой, маленький.

2. Размещение вкладок разной величины, формы в соответствующих гнездах. Втыкание цветных грибков в отверстия доски такого же цвета.

Цель обучения — выработка у детей умения соотносить свойства (цвет, форму, величину) разнородных предметов. Материалом служат большие и малые вкладыши из дерева и рамки с соответствующими отверстиями, вкладыши пяти форм и решетки для их размещения.

II. Элементарные продуктивные действия.

1. Выкладывание мозаики разной величины, формы, цвета по образцу в сочетании со словесным заданием.

Цель обучения — фиксировать внимание детей на том, что величина, цвет, форма могут быть признаком разнообразных предметов и использоваться для их обозначения, научить детей осознанно использовать свойства при воспроизведении особенностей образца. Материалом служит мозаика разной величины, формы, цвета. В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов мозаики разной величины, формы, цвета. Используется мозаика двух величин, пяти форм, восьми цветов.

2. Рисование красками.

Цель обучения — закрепить у детей отношение к свойствам предметов как к характерным признакам, подвести их к самостоятельному выбору цвета, формы, величины для передачи специфики хорошо знакомых предметов. Материалом являются краски четырех-восьми цветов и разноцветные листы бумаги.

По каждому из четырех типов заданий следует провести несколько занятий, в которых меняются условия выполнения задания. Такое варьирование позволяет включить в задание объекты новой величины, формы, цвета, поддержать интерес детей к выполнению задания, а в большинстве случаев и усложнить действие, необходимое для образования более совершенных и обобщенных способов ориентировки в свойствах предметов.

В ходе обучения детей выполнению заданий используются названия величин, форм, цветовых тонов, но, как уже отмечалось, от детей не требуется их повторение и активное 

воспроизведение.

Наилучшего результата при формировании сенсорных эталонов цвета у детей четвертого года жизни можно добиться только при следующих условиях:

- в группе детей должны окружать яркие игрушки, в основном 4-х «основных» цветов;

воспитателю необходимо систематически обращать внимание детей на цвет (форму, размер) предметов, окружающий детей как на специально подготовленных занятиях, так и в свободной деятельности, различных играх,

воспитателю необходимо систематически обращать внимание на явления природы и выделять их характерные особенности (в том числе и цвет)

воспитателю необходимо уделять большое внимание индивидуальной работе с детьми.

Памятка для родителей

по сенсорному воспитанию ребенка раннего возраста в семье.

Уважаемые родители!

Для того чтобы планомерно и систематически осуществлять сенсорное воспитание ребенка в семье, необходимо знать основные принципы построения общения с детьми.

1. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всем уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребенком.

2. Говорите с ребенком - сначала называя окружающие предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух, обосновывайте свои суждения.

3. Задавайте ребенку как можно больше вопросов.

4. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.

5. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребенком. Пусть он не все и не сразу поймет: развивающее общение - это всегда немного общение «навырост».

6. По возможности, много путешествуйте с ребенком.

7. Проводите совместные наблюдения и опыты.

8. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его замыслов.

9. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.


Методические рекомендации по созданию предметно-развивающей среды по сенсорному развитию в семье. Для детей 3-4лет

В этот период для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды:

Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов – дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т. п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам;

Большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую;

Различные движущиеся игрушки;

Игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т. д. ;

Игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука;

Самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы.

Игрушки контрастных размеров, игрушки различной формы (круглые, кубические,

Емкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить-достать, насыпать-высыпать и т. д.

Разрезные картинки, пазлы из 3-4 элементов, кубики с картинками;

Парные картинки;

Трехместные матрешки, пирамидки, формы-вкладыши;

Несколько видов мозаики;

Игрушки с разным принципом звукоизвлечения (пианино, бубен, маракасы, гитара, трещотка и др.); Банки разного размера;

Шнуровки, застегивающиеся коврики на развитие мелкой моторики рук.

Настольно-печатные игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)

Разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т. д.

6 ноября 2017 в 09:14

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.